Содействие работодателям в подборе необходимых работников

Активный участник рынка труда - Центр занятости населения считает своими главными партнерами работодателей всех форм собственности. В совместной деятельности очень важны деловое партнерство, взаимное доверие и наличие обратной связи. 

Содействие работодателям в подборе необходимых работников оказывают государственные казенные учреждения центры занятости населения (ГКУ ЦЗН) на территории соответствующих муниципальных образований.

Порядок и условия предоставления услуги определяются «Административным регламентом предоставления государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников», утвержденым приказом Министерства социального развития Пермского края от 22.08.2018 №СЭД-33-01-03-590.
Получатели государственной услуги:  Работодатели, обратившиеся за содействием в подборе необходимых работников:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за содействием в подборе необходимых работников.

Документы, необходимые для получения государственной услуги при обращении работодателя впервые :
- заявление о предоставлении государственной услуги;
- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, лица без гражданства;
- заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)»;
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица/индивидуального предпринимателя в Едином регистре юридических лиц/индивидуальных предпринимателей.

При последующих обращениях в ГКУ ЦЗН г. Перми предоставляют:
Заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», подписанный работодателем или его представителем и заверенный печатью организации, может быть представлен на бумажном носителе, с использованием средств факсимильной связи или в электронной форме.

Результат предоставления государственной услуги:
- выдача работодателю перечня кандидатур граждан для подбора необходимых работников.
Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
- представление заявителем неполного комплекта документов, необходимых для предоставления государственной услуги;
- представление документов, имеющих подчистки, приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документов, исполненных карандашом.
Отказ в приеме документов производится до момента регистрации поданных заявителем документов и оформляется письменно с указанием причин отказа (в случае непредоставления каких-либо документов, указывается перечень этих документов).
Основания для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги заявителю отсутствуют.

ВАЖНО!

Информация о заявленной Вами вакансии размещается в Банке вакансий ГКУ ЦЗН, а также на Портале "Работа в России".
Подбор Работодателю необходимых работников осуществляется только на открытые вакансии из числа граждан, обратившихся в Центр занятости населения с целью поиска подходящей работы.
«Направление на работу» по заявленной Вами вакансии выдается Гражданину, зарегистрированному в ГКУ ЦЗН с целью поиска подходящей работы, в том случае, если предлагаемая Вами работа считается для безработного Гражданина «подходящей» (ст. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
При получении «Направления на работу»  Гражданин обязан в течение 3-х рабочих дней обратиться к Работодателю (п. 5 ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ»). В связи с этим, адрес местонахождения Вашей организации и контактный телефон, указанные Вами в «Сведении о потребности…» должны быть доступны  в общепринятые рабочие дни и часы.
В случае отказа в приеме на работу Гражданина, направленного Службой занятости, Работодатель обязан сделать в направлении отметку о дне явки Гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвратить направление гражданину (ст. 25 п. 4 Закона РФ «О занятости населения в РФ»).
В бланке «Направление на работу» предусмотрено два варианта отказа:

  • первый: «Кандидатура отклонена в связи с …»     (в этой строчке указывается причина отказа со стороны работодателя);
  • второй: «Гражданин от работы отказался в связи с …»     (в этой строчке указывается причина отказа со стороны гражданина).

Обоснование: Без объективной оценки со стороны Работодателя, специалисты Службы занятости не могут получить достоверной информации об уровне мотивации к труду безработного гражданина и, как следствие, о целесообразности или нецелесообразности использования Федеральных финансовых средств на осуществление социальных выплат данному гражданину, признанному в установленном порядке безработным.
В случае укомплектования свободного рабочего места, вакантной должности, заявленной Вами в ГКУ ЦЗН необходимо безотлагательно обратиться в районный отдел занятости населения к специалисту по работе с работодателями  для исключения заявленной Вами вакансии из регистра получателей гос. услуг.
В случае, если вакансия, заявленная в районный отдел ГКУ ЦЗН г. Перми, остается актуальной в течение длительного времени, по истечении месяца, со дня предоставления сведений о потребности в работниках необходимо вновь предоставить в службу занятости населения заполненный бланк «Сведении о потребности…», также Вы можете уточнить требования к кандидатуре работника.

Отношения между работодателем и службой занятости регламентируются ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ», в соответствии с которой работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

- соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством РФ;

- реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

- оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством РФ дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств организаций и других работодателей;

- создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих;

- разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами местного самоуправления числа граждан, испытывающих трудности в поиске работы. 

Взаимодействие со службой занятости населения

При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости населения:

работодатель-организация – не позднее, чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий;

работодатель-индивидуальный предприниматель - не позднее, чем за 2 недели до начала проведения соответствующих мероприятий.

В информации должны быть указаны:

должность, профессия, специальность и квалификационные требования к работникам;

условия оплаты труда каждого конкретного работника.

Форма установленного образца (Сведения об увольнении работников в случаях ликвидации организации, сокращения численности или штата работников).

В случае если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - информация должна быть передана в органы службы занятости не позднее, чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатели обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение 3-х рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий. 

Форма установленного образца (Информация о принятии работодателем решений о введении режимов неполного рабочего времени, приостановке работы (простое). 

Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении организации процедур о несостоятельности (банкротстве);

информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей);

информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Порядок работы с гражданами,  направленными службой занятости для трудоустройства

При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодателю необходимо в 5-дневный срок возвратить в службу занятости направление с указанием даты и номера приказа о приёме гражданина на работу;

В случае отказа в приёме на работу гражданину, направленному службой занятости, работодателю необходимо сделать в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина, указать причину отказа в приёме на работу и возвратить направление гражданину. 

О квотировании рабочих мест для инвалидов 

Обеспечение конституционного права граждан с ограниченными возможностями - задача государственного значения, реализуемая органами службы занятости во взаимодействии с работодателями.

В соответствии с Законом Пермской области от 05.11.2004 № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиск работы» (в редакции Закона Пермского края от 03.07.2014г. №351-ПК, организациям, расположенным на территории Пермского края, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, установлен размер и порядок установления квоты:

1. Работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
 2.Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 50 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов среднесписочной численности работников.
Квота - минимальное количество рабочих мест, которые работодатель обязан создать или выделить для трудоустройства инвалидов. 

Общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов. 

Контроль за обеспечением государственных гарантий и за приемом инвалидов на квотируемые рабочие места В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия по контролю:

  • за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения;
  • за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.

Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляется уполномоченными лицами посредством проверок работодателей на предмет соблюдения обязательных требований, установленных статьей 25 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», в соответствии с которой работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

В случае невыполнения требований данной статьи работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс). 

Статья 19.7. Непредставление сведений (информации) 

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 

Контроль за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты осуществляется уполномоченными лицами посредством проведения проверок работодателей на предмет установления факта отказа работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты в соответствии с Законом Пермской области от 05.11.2004 № 1689-344 «О квотировании рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиск работы». В случае нарушения прав инвалидов в области трудоустройства и занятости работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с п.1. статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 

Статья 5.42. Нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости

1. Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей".

Права работодателей

В соответствии со ст.26 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели имеют право:

принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости;

получать от органов службы занятости бесплатную информацию о состоянии рынка труда;

обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном порядке.

«Трудовой кодекс РФ»

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда

«Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда».